Есть в русской истории знамeнитый эпизод: «Смерд Никитка, боярского сына Лупатова холоп», летал на деревянных крыльях в Александровской слободе и «за сие дружество с нечистою силою» был по приказу Грозного казнeн. Приговор будто бы глaсил: «...человек не птица, крыльев не имать... Аще же приставит себе аки крылья деревянны, противу естества творит. То не божье дело, а от нечистой силы».

Нелегко приходилось на Руси
первым изобретателям...

Так нелегко приходилось на Руси пер- вым изобретaтeлям, чей непокорный ум возмущал спокойное течение жиз- ни современников. Из эпохи Ивана Грозного дошли до нaс первые свиде- тельства о том, как наши соотечест- венники демонстрировали необычные для остального мира качества: неук- ротимую фантазию, побеждавшую инстинкт самосохранения, и какое-то врожденное пoнимание законов природы.

Сколь медленно ни шло в Средневе- ковье развитие науки, но каждое открытие в той или иной области дaвало мощный импульс к новым изысканиям в сферах, казалось бы прямо не связанных с теми, что уже были освоены. Путь от средневековой европейской окраины до крупнейшей промышленной державы мира Россия прошла быстро — уже при Екатерине Великой с экономическим и интеллектуальным потенциалом страны считались все государства. Вдохновенный порыв русских икаров звал за собой, ускорял прогресс, стимулировал развитие промышленности и предпринимательства. Эти икары устремлялись к «солнцу истины» на крыльях любви к свободе творчества, знаниям и своему Отечеству.

Иван Фёдоров

Создатель первого русского печатного станка Иван Фёдоров в XVI веке открыл эру книгопечатания и ... шагнул в историю, навсегда оставшись символом неукротимой тяги к знаниям. Крепостной плотник из подмосковного села Покровское Ефим Никонов без всяких инструментов сделал «потаенное судно», восхитив царя Петра и озадачив многие поколения инженеров остроумнейшим и сложнейшим устройством этого прообраза подводной лодки.

Порцелиновая мануфактура Дмитрия Виноградова — пример замечательного, почти леонардовского универсализма русского мастера. Он не только разгадал секреты китайского и саксонского фарфора, но и сконструировал чудо-печи, создал уникальные краски, сияние которых и сегодня завораживает антикваров.

Особенно массовым стало увлечение науками и изобретательством в XIX веке, целый ряд русских инженеров, а то и просто самородков посвятили себя опытам в различных направлениях технического творчества. Так, например, несмотря на уже довольно развитый в России железнодорожный транспорт, во второй половине XIX века внимание многих привлекали паровые самоходы, которые могли бы двигаться без рельсов — поезда с паровыми двигателями для обычных дорог.

Д. И. Менделеев

К этому периоду относятся предложения инженера Маевского об использовании «способа передвижения поездов и повозок с помощью локомотива, по обыкновенным дорогам». Его изобретение представляло собой автопоезд на гусеничном ходу. Правда, это был не первый «гусеничный движитель» — в 1837 году штабс-капитан Д. Загряжский уже демонстрировал публике модель такой машины.

С начала XIX века русские изобретатели предлагали оригинальные модели различных тепловых двигателей, позднее появились газовые, и, наконец, в 1890 годы — конструкции нефтяных, керосиновых и бензиновых двигателей, которые и послужили основой для создания легких транспортных моторов.

Не менее важная задача — разработка качественной смеси для двигателей внутреннего сгорания. И здесь наши соотечественники проявили себя первыми в мире — достижения Менделеева, Кокорева, Зелинского помогали прогрессу в этой сфере. В частности, идея использования в качестве жидкого топлива нефти своим осуществлением во многом обязана известному русскому инженеру В.Г. Шухову, который в 1891 году получил патент на созданную им технологию переработки нефти методом крекинга.

П. Л. Шиллинг

Революционным событием стало и получение синтетического каучука из нефти, и опыты инженера Шпаковского, впервые выдвинувшего и воплотившего идею пульверизационной подготовки жидкого топлива для сжигания. Честь создания первого в мире электрического телеграфа, пригодного к использованию и действительно получившего практическое применение, принадлежит русскому ученому Павлу Львовичу Шиллингу. В процессе всевозможных опытов с электричеством он пришел к мысли устроить проводники, по которым можно было бы передавать электрический ток под водой. Так впервые в мире возникла и получила свое практическое осуществление идея создания изолированного электрического кабеля. Павел Шиллинг, к слову, первым осознал, насколько электричество укрепит военную мощь Родины: в 1812 году на реке Неве он демонстрировал изобретенное им «взрывание подводных мин» при помощи электрического тока, который подводился по изолированным проводам.

В 1834 году на Александровском литейном заводе в Петербурге по проекту военного инженера К.А. Шильдера была построена подводная лодка, вооруженная пусковыми ракетными установками.

Самые невероятные идеи, самые безумные опыты превращались со временем в «научные и технологические прорывы». Далеко не все имена русских гениев донесла до нас история, но те, что сохранила, мы обязаны чтить и помнить, чтобы передать своим детям как драгоценное свидетельство безграничного таланта и отчаянной смелости наших соотечественников.

взято от сюда http://www.inventor.perm.ru/news/2006/2006_00_00_1.htm